Бакулин Василий Алексеевич, налоговый адвокат

Карта сайта
Поиск
Обратная связь
О лошадиных силах, №8

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Что это означает? Каждый налог должен исчисляться с соблюдением правил элементарной логики и принципов справедливости. Правила его взимания с налогоплательщиков должны быть объяснимыми и понятными. Иными словами, всякий, кто обязан заплатить часть своих денег в бюджет, вправе рассчитывать на вразумительное обоснование государственными органами необходимости их уплаты в определенном размере. В противном случае налог будет взиматься «с потолка».

За доказательствами того, что в действительности не все налоги и сборы имеют экономическое основание и вполне могут быть произвольными, далеко ходить не нужно. Возьмем, к примеру, Закон Республики Башкортостан «О транспортном налоге» ? 365-з от 27 ноября 2002 года. Статьей 2 закона установлены налоговые ставки. Давайте посмотрим на них:

Наименование объекта налогообложения                               Налоговая ставка (в рублях)

Автомобили легковые с мощностью двигателя

(с каждой лошадиной силы):

до 100 лошадиных сил включительно                                            25
свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно                                      35
свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно                                      50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно                                      75
свыше 250 л.с.                                                                                      150

Вам, уважаемые читатели, не кажется, что ставки налога, мягко говоря, нелогичны? Мне кажется. Купили вы, например, автомобиль с мощностью двигателя 249 лошадиных сил. Извольте заплатить 18 675 руб. (249 л.с. * 75 руб.). А если вы стали счастливым обладателем авто с двигателем, в который производители затолкнули 251 лошадиную силу? Не падайте в обморок! Будьте готовы расстаться с 37 659 руб. (251 л.с. * 150 руб.). Вы не находите, что в ситуации, когда всего 2 лошадиных силы удваивают сумму налога, ни о каком экономическом основании и речи быть не может. Ребенку ясно, что налог произвольный, «с потолка».

Я прекрасно понимаю, что затронутая мною проблема не является приоритетной для нашего законодателя. И без нее хватает по настоящему серьезных социальных, экономических и прочих «болячек». Но, уж если мы стремимся жить в правовом государстве, то и про такие правовые мелочи не следует забывать. Очень надеюсь, что вновь избранное в марте 2008 года Государственное Собрание нашей республики внесет необходимые изменения в Закон Республики Башкортостан «О транспортном налоге».

Можно решить эту задачку следующим образом: установить для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 лошадиных сил налог в размере 18 750 руб. + 150 руб. с каждой лошадиной силы свыше 250.



 

Контакты

Адрес:
г. Уфа, ул. Комсомольская, д.1/1, офис 804
Телефон: (347) 292-08-51
Факс: (347)292-08-52
Моб.: 8-917-4159-231
Е-mail: nalpravo@rambler.ru