Бакулин Василий Алексеевич, налоговый адвокат

Карта сайта
Поиск
Обратная связь
О визах. Грустно. №5

Уважаемый читатель! Грустным взором я смотрю в Налоговый кодекс. Статья 93.1 отчаянно портит мне настроение. Однако, в ней ли причина потери аппетита? Может быть, я напрасно решил в предобеденное время взять в руки 45 номер газеты «Налоговый вестник» от 1 декабря 2007 года? И не только взять в руки, но и прочитать его? В центре второй страницы печатного издания размещена статья «Заплатил налоги – путешествуй спокойно». Прочитайте, не пожалеете! Для тех, кто доверяет моему восприятию, излагаю ее содержание.

В самом начале читателю «Налогового вестника» сообщают, что прорубленное Петром Первым окно в Европу открывается с помощью шенгенской визы. Ничуть не иронизируя по поводу этого высказывания, и даже соглашаясь в душе с этим утверждением, я задаюсь вопросом. Это что же за окно такое, что открыть его можно только с помощью визы? В те давние времена, когда его рубили, наши предки попадали в Европу без особых проблем. А сегодня, когда окно появилось, отворить его может лишь штамп в заграничном паспорте. Честное слово, рубили бы лучше сразу дверь, двустворчатую, тогда, может быть, было бы проще перемещаться в пространстве. Впрочем, я отвлекся в пользу истории и географии, в то время как наш журнал имеет совершенно иную направленность.
Как относятся налоги к путешествиям, спросите вы меня? И почему только уплатив часть своих доходов в бюджет можно спокойно не только спать, но и путешествовать? Оказывается, все очень просто.

Читаем статью дальше и узнаем, что для получения права «вылезти» через окно в Европу, всякий пожелавший того, должен представить в посольство или консульство иностранной державы справку с места работы на фирменном бланке организации. Для того, чтобы быть уверенным в успехе затеянного, в справке обязательно должно быть указано, что доход путешественника составляет не менее 15 000 рублей в месяц. Вы все еще не понимаете, причем здесь налоги? Ну конечно! Как правило, получить визу нам помогают туристические фирмы, следовательно, справку о доходах, позволяющих рассчитывать на европейский вояж, мы вручаем их сотрудникам. А дальше – дело техники. Налоговый орган раскрывает Налоговый кодекс в том месте, где напечатана статья 93.1, показывает ее нашему туроператору, получает от него справку и сравнивает указанный в нем «шенгенский» доход с так называемым «официальным». Не нужно быть большим специалистом в области налогового права, чтобы понять, что в случае превышения первого над вторым, разница будет обозначена налоговиками как доход, сокрытый от налогообложения.

В завершении автор статьи сообщает изумленным читателям о том, что с туристическими фирмами взаимодействие уже налажено, списки граждан, оформляющих визы, регулярно доводятся до сведения налоговых органов. Более того, от двух туристических фирм получены такие сведения, что над 152 путешественниками в настоящее время нависла угроза разоблачения.

А теперь о том, с чем я не согласен. Во-первых, только наивные европейские граждане могут совершенно искренне верить в достоверность того, что написано. Они не понимают, что мы совершенно особенная страна! В России очень терпеливый сорт бумаги. К примеру, у нас на ней пишут фантастические законы и сказочные подзаконные акты. И бумага терпит! Именно поэтому, россияне уже давно научились читать между строк, отдавая себе отчет в том, что цена печатному слову - грош в базарный день. Неужели сотрудники налоговых органов заразились вирусом европейского инфантилизма и действительно верят в то, что в справках о доходах, предназначенных для «внешнего потребления», указаны реальные доходы пилигримов? Да нет, конечно! Просто это хороший способ напугать, «взять на пушку». Возникает вопрос, являются ли эти справки доказательством неуплаты налога? Увы, но судебной практики по описанной ситуации я не нашел. Видимо туристические фирмы только недавно попали в поле зрения налоговиков. Но позволю себе вполне уместную, на мой взгляд, аналогию. Представим себе, что налоговая инспекция получила справку о доходах физического лица от банка, в котором это лицо кредитовалось. Правда, похожая ситуация? Так вот арбитражными судами такая справка не рассматривается в качестве доказательства совершения налогового правонарушения. Приведу пример. Федеральный арбитражный суд Уральского округа в своем постановлении № Ф09-2584/07-С2 от 12 апреля 2007 года (включено в правовую систему «КонсультантПлюс») отмечает, что «Справки о доходах, представленные физическими лицами в кредитное учреждение для получения ссуды, расценены как доказательства, не подтверждающие доводы инспекции о фактическом получении физическими лицами размера доходов, указанных в них». Все правильно, суд вспомнил Козьму Пруткова, который уже давно изрек: «Если на клетке слона прочтешь надпись: «буйвол», — не верь глазам своим».

И, наконец, о самом важном. О статье 93.1 Налогового кодекса. О том, вправе ли налоговые инспекции, ссылаясь на эту статью, запрашивать у туристических фирм сведения о доходах их клиентов? По сути, мы уже задавались этим вопросом в третьем номере журнала, в рубрике «А вместе делаем общее дело». Давайте вспомним, к каким выводам мы тогда пришли.

Во-первых, налоговый орган может затребовать у турфирмы документы или информацию о доходах физического лица только в том случае, если в отношении этого лица проводится камеральная или выездная налоговая проверка. Если учесть, что основная масса наших граждан – это наемные работники, налог с доходов которых удерживают и уплачивают в бюджет их работодатели, то понятно, что ни о каких налоговых проверках физических лиц – путешественниках речь идти не может. А это означает, что налоговая инспекция не вправе требовать от туристической фирмы сведений о доходах гражданина. И уж, конечно, истребование от туристических фирм списков граждан, оформляющих шенгенские визы, о которых нам поведал автор статьи в «Налоговом вестнике», мягко скажем, противоречит Налоговому кодексу. Ведь у турфирмы запрашивается информация обо всех физических лицах, стремящихся оказаться в Европе. Вероятность того, что в момент направления требования все они проверяются налоговыми органами, равна нулю.

Во-вторых, если даже наш пилигрим и оказался в числе проверяемых, то истребование документов должно осуществляться в строгом соответствии со статьей 93.1 Налогового кодекса. Налоговая инспекция, осуществляющая проверку физического лица, должна направить письменное поручение об истребовании документов (информации) в налоговую инспекцию по месту учета турфирмы. После этого налоговый орган, получивший это поручение, должен направить туристической фирме требование о предоставление документов или информации о доходах проверяемого путешественника. При этом к требованию обязательно прилагается копия письменного поручения. А что делать турфирме, если этот порядок налоговиками нарушен? Ничего не делать! Привлечение к ответственности за неисполнение требования в таком случае будет незаконным.

Ну а если все эти формальности налоговой инспекцией соблюдены, и справка о доходах на совершенно законных основаниях оказалась у налогового органа, который пытается уличить вас в сокрытии от налогообложения доходов, то напомните налоговикам о Козьме Пруткове и о постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа.


 

Контакты

Адрес:
г. Уфа, ул. Комсомольская, д.1/1, офис 804
Телефон: (347) 292-08-51
Факс: (347)292-08-52
Моб.: 8-917-4159-231
Е-mail: nalpravo@rambler.ru