Бакулин Василий Алексеевич, налоговый адвокат

Карта сайта
Поиск
Обратная связь
Советы налогового адвоката, № 36

Советы налогового адвоката, № 36

Вопрос. Закончилась выездная налоговая проверка. В отношении нашей организации были приняты решение о привлечении к ответственности за нарушения налогового законодательства и решение о применении обеспечительных мер. Поскольку никакого имущества у организации в собственности нет, налоговая инспекция приостановила операции по нашим расчетным счетам. Мы, конечно, не согласны с решением о привлечении к ответственности и будем его обжаловать, но что нам делать до момента, когда доначисления будут признаны незаконными? Ведь приостановление операций по банковским счетам – это катастрофа для организации!
Ответ. Ситуация не безнадежна. Хорошо известно, что в соответствии с пунктом 10 статьи 101 Налогового кодекса РФ обеспечительные меры могут быть применены только в том случае, если у налоговой инспекции есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем взыскание доначисленных недоимки, пеней и штрафов. Если ваша организация продолжает работать в прежнем режиме, исполняет ранее заключенные договоры, не допускает существенного снижения оборотов по реализации товаров (работ, услуг), не сокращает числа работников, одним словом, всем своим видом демонстрирует непоколебимую уверенность в том, что выездная налоговая проверка не поставила жирный крест на будущем организации, то обеспечительные меры налоговым органом не могут быть применены. Они в таком случае незаконны. Если же все-таки налоговики решили проигнорировать правила пункта 10 статьи 101 Налогового кодекса РФ, то тогда можно смело обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговой инспекции о применении обеспечительных мер, а также с ходатайством о приостановлении данного решения. То есть, закон позволяет приостановить решение налогового органа о приостановлении операций по банковским счетам до разрешения по существу вопроса о законности примененной в отношении вашей организации обеспечительной меры.

Вопрос. Налоговый инспектор вручил нам требование о представлении документов, но уже на следующий день принял решение о приостановлении выездной налоговой проверки. Должны ли мы выполнять такое требование?
Ответ: Нет, не должны. Ведь согласно пункту 9 статьи 89 Налогового кодекса РФ на период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. Как поступить? Ждите, когда проверка будет возобновлена, и с учетом десятидневного срока, предусмотренного статьей 93 Налогового кодекса РФ, представляйте налоговой инспекции истребованные документы. Конечно, если требование о представлении документов соответствует требованиям закона.

Вопрос.

Акт выездной налоговой проверки был выслан нам по почте две недели тому назад. До сих пор мы его не получили. Налоговая инспекция отказывается выдавать нам копию этого акта и говорит, что срок на подачу возражений уже идет, поскольку согласно Налоговому кодексу в случае направления акта по почте датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. Что нам делать?
Ответ. Пункт 5 статьи 100 НК РФ определяет два способа вручения налоговым органом акта налоговой проверки налогоплательщику. Первый, он же основной - под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. В этом случае датой получения налогоплательщиком акта считается дата фактического вручения акта налогоплательщику. Второй применяется, в случае, если налогоплательщик уклоняется от получения акта налоговой проверки, - по почте заказным письмом. В этом случае под датой получения налогоплательщиком акта считается шестой день, считая со дня отправки письма. При этом факт уклонения налогоплательщика от получения акта обязательно должен быть отражен налоговым органом в самом акте. Таким образом, если ваша организация не уклонялась от получения акта, то второй способ вручения акта налогоплательщику в вашем случае неприменим, поскольку он используется исключительно в случаях уклонения налогоплательщика от получения акта налоговой проверки. Следовательно, под датой получения вашей организацией акта следует понимать дату реального вручения вам акта учреждением почтовой связи или дату получения копии акта в налоговой инспекцией, конечно, в том случае, если она пойдет вам навстречу.
Если же налоговый орган, не имея доказательств уклонения вашей организации от получения акта, будет считать его врученным на шестой день, считая со дня отправки письма, и, отталкиваясь от этой даты, примет решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, то радуйтесь. У вас есть хороший шанс признать данное решение недействительным на основании пункта 14 статьи 101 НК РФ, то есть, в связи с существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

 

Контакты

Адрес:
г. Уфа, ул. Комсомольская, д.1/1, офис 804
Телефон: (347) 292-08-51
Факс: (347)292-08-52
Моб.: 8-917-4159-231
Е-mail: nalpravo@rambler.ru